Интернет-торговля: заказ, оплата, доставка

 

Преимущества электронной торговли для покупателей налицо. Потребитель, не выходя из дома, может ознакомиться с характеристиками интересующей его покупки, ее достоинствами и недостатками, возможными альтернативами. Заказ делается оперативно: потребитель самостоятельно удостоверяется в возможности заказа товара, определяет удобные для него способ оплаты и срок доставки. Кроме того, покупать товар в интернет-магазине выгодно. Цены в нем ниже, чем в обычных магазинах. Это происходит, в частности, за счет экономии продавца на накладных расходах: не надо арендовать торговые площади, набирать и оплачивать работу персонала и т.д. Но у каждой медали две стороны. Так, обратная сторона есть и у интернет-магазинов: реального наличия товара нет, встречи продавца и покупателя не происходит. Потребитель, заказывая товар в таком магазине, может даже не знать, кто (какое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) будет продавцом выбранного товара.

В интернет-магазине товар приобретается потребителем на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием. Очевидно, что в силу технических особенностей интернет-магазина такое ознакомление происходит способом, исключающим непосредственный осмотр потребителем товара или его образца. Следовательно, покупка в интернет-магазине осуществляется дистанционным способом. Сторонам такого договора необходимо в дополнение к действующему законодательству, в частности о защите прав потребителей, руководствоваться еще и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.

В соответствии с названными Правилами не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Например, не могут продаваться дистанционным способом драгоценные и редкоземельные металлы, драгоценные камни, изделия из них, лекарственные средства, вооружение, боеприпасы к нему, результаты научно-исследовательских и проектных работ и некоторые другие виды продукции.

Правила вслед за Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" устанавливают обязанность продавца предоставить покупателю исчерпывающую информацию об основных потребительских свойствах предлагаемого к продаже товара, адресе (местонахождении) и полном фирменном наименовании продавца, о месте изготовления товара, цене и условиях его приобретения, доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, а также о порядке оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Особенно важной представляется обязанность продавца довести до сведения потребителя в письменной форме информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Такая информация должна содержать адрес (местонахождение) продавца, по которому возвращается товар, режим работы продавца, максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора, срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар. По общему правилу покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Если же продавец нарушит указанную обязанность и не уведомит о таком общем правиле потребителя, срок, в течение которого покупатель вправе отказаться от товара, продлевается до трех месяцев с момента передачи товара.

Законодательством предусмотрено, что покупатель не имеет права отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Если товар надлежащего качества изготавливается специально для конкретного потребителя и имеет, например, указанные его приобретателем размеры, отличные от стандартных, или укомплектован в соответствии с пожеланиями потребителя, такой товар возврату не подлежит.

В Правилах указано, что предложение товара в его описании, содержащееся, например, на сайте интернет-магазина и обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора. Принимая во внимание, что в соответствии с параграфом 2 гл. 30 ГК РФ существенным условием договора розничной купли-продажи является только его предмет, любое предложение товара на продажу в интернет-магазине следует считать публичной офертой. Это означает, что продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести предложенный товар. Обязательства продавца по передаче товара возникают с момента получения продавцом сообщения покупателя о намерении заключить договор.

Согласно п. 20 Правил договор купли-продажи товаров дистанционным способом считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. В силу п. 1 ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Из приведенных правовых норм следует, что продавец обязан продать потребителю заказанный в интернет-магазине товар по той цене, которая была указана на соответствующем сайте в момент, когда покупатель направил продавцу извещение о своем желании заключить договор купли-продажи. Даже если после заказа товара потребителем поставщики - партнеры интернет-магазина объявят о повышении цены, магазин несет этот риск самостоятельно и за свой счет. Такое увеличение стоимости товара ни при каких обстоятельствах не может быть отнесено на потребителя, за исключением случая, когда сам потребитель даст добровольное согласие приобрести товар по повышенной цене.

При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Когда договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, либо, если оно не определено, к месту жительства покупателя. Для доставки товаров продавец может использовать услуги третьих лиц, но покупатель должен быть обязательно об этом проинформирован. В соответствии с Правилами достаточным подтверждением надлежащего исполнения обязательства при доставке товара является предъявление любым лицом квитанции или иного документа, подтверждающего заключение договора или оформление доставки товара.

Правовая база, регулирующая торговлю через Интернет, пока весьма незначительна. Необходимо развитие соответствующего законодательства и его приспособление к современным реалиям. Жизнь не стоит на месте, и она всегда будет опережать законодательную мысль. Задача правотворчества и правоприменения - не препятствовать техническому, научному и предпринимательскому прогрессу и обеспечить максимальную правовую защищенность в новых сферах деятельности.

Подготовлено с ипользованием материалов О.А.Яковлевой, ведущего юриста ООО "Юридическая Бизнес Коллегия"